Как подлатать иммиграционную систему без реформы?

При перспективе демократического Президента и республиканского Конгресса, вопрос далеко непраздный. За последние дни все, от диванных рыцарей клавиатуры до вполне уважаемых СМИ, поспешили сделать прогнозы о том, как новый Президент будет реформировать иммиграционную систему, как бы упустив из виду, что реализовать иммиграционную реформу не удалось его предшественникам на протяжении несколькух предыдущих президентских сроков. Но если нынешний Президент умудрился развалить хоть плохонькую, но предсказуемо функционирующую административную структуру, может быть, новый сможет собственными силами, без участия законотворцев, принести какие-то положительные изменения?


Сразу скажу, пускаться в дискуссии о беженцах и необходимости реформы гуманитарных аспектов иммиграции, мне не особо интересно. Это ровно та поляризующая тема, в которой сторонники противоположных взглядов навсегда останутся при своем мнении: одни будут считать, что надо строить выше стену, другие - что нужно строить длиннее столы. Горазно интереснее поговорить о иммиграционных течениях, которые не так сильно раскалывают общество, потому что о них не пишут в прессе, а рядовому американцу с этими вопросами сталкиваться почти никогда не приходится. Итак, мой личный топ того, что исполнительная власть может и должна сделать для иммиграционной системы этой страны, даже если иммиграционной реформы не будет.

egg


1. Отменить de novo стандарт для рассмотрения петиций по продлению статуса. Звучит мудрено, но, на самом деле, все просто. Одним из странных взбрыков действующей президентской администрации была отмена правила, согласно которому однажды продемонстрировавший соответствие определенной категории заявитель, при продлении этой категории доказывает только соответствие требованиям для продления. Все равно сложно? Посмотрим на пример.
Три года назад некто получил одобрение петиции L1A. Все три года работал, управлял бизнесом. Пришло время подавать на продление. По действующим на данный момент правилам, нужно показать не только то, что бизнесмен имеет право на продление, потому что он соответствует всем требованиям L1 сейчас, но и то, что он соответствовал критериям L1 при первоначальной подаче. То есть, нужно поднять первоначальную петицию трехлетней давности и убедительно продемонстрировать, что она соответствовала бы критериям L1 и сейчас. То, что было одобрено раньше, по актуальным на тот момент правилам, не считается. Этот подход, естественно, генерирует дополнительный ненужный объем работы и добавляет определенный уровень неуверенности в исходе процесса, поскольку за три года правила могли и поменяться, или могли выйти новые прецедентные решения.
Это дурное требование может быть отменено в административном порядке.

2. Не требовать интервью по делам, не требующим дополнительного выявления фактов. Несколько лет назад, иммиграционная система обогатилась требованием обязательного присутствия заявителя на интервью в USCIS, если он находится в США и претендует на получение статуса постоянного резидента. В большинстве случаев, такие интервью ничего не добавляли к делу, но создали огромные очереди из заявителей, которые имели одобренные петиции, но не могли получить гринкард из-за того, что у иммиграционных служб были ограниченные ресурсы для проведения интервью. Практика обязательных интервью никогда не была симпатична и самим офицерам, поскольку, по сути, заставляла их повторять стандартные вопросы из формы, которая уже была рассмотрена и одобрена, т.е., выполнять двойную работу. Отмена практики вызова на интервью заявителей, в делах которых нет прямых указаний на то, что в личной беседе будут выявлены новые факты, разгрузила бы локальные офисы и ускорила иммиграционные процессы почти по всем категориям.

3. Автоматическое продление разрешений на работу всем, кто своевременно подал запрос. На данный момент, рассмотрение заявок на продление разрешений на работу занимает до 6-7 месяцев. Подать документы сильно заблаговременно не получится - иммиграционные службы их не примут к рассмотрению. В результате, многие иностранцы, легально находящиеся в стране (например, супруги работающих по визам L, E, J), на 3-4 месяца теряют право на законное трудоустройство. Никакой практической пользе системе от этого нет. В то же самое время, те, кто находится в Америке по рабочим визам и их трудоустройство прямо авторизировано визовой категорией, получают продление своего права работать автоматически на срок до 240 дней, если они своевременно, до истечения текущего статуса, подали документы на продление. Если распространить это право на всех иностранцев, работающих в США, можно устранить необходимость сидеть без зарплаты или мотивации поработать за наличные без разешения.

4. Восстановление службы клиентского обслуживания USCIS. Если бы нынешней президентской администрации было предписано явиться на Страшный Суд за преступления против иммигрантов, развал службы поддержки всех иммиграционных структур стоял бы в списке преступлений не сильно далеко от адских условий содержания в депортационных тюрьмах. Я лично ежедневно желаю гореть в аду тем, кто целенаправленно и умышленно превратил заурядных бюрократов в банду некомпетентных безнаказанных вредителей. Из унылых клерков, перебирающих бумажки, вырастили монстров, не просто равнодушных к области своего профессионального применения, но и прямо упивающихся своей властью и неподконтрольностью. Возможность личной коммуникации заявителя с сотрудником иммиграционного офиса сведена к нулю - систему InfoPass упразднили. Автоматическая служба телефонной поддержки теперь запрограмирована так, чтобы опции в меню оказывались "закольцованными" и звонящий, просидев на телефоне часами и так и не прорвавшись к живому оператору, просто бросал трубку. Или выбирал в меню опцию "мы вам перезвоним" (иногда, с предупреждением, что звонка следует ожидать через 27-45 часов - это не опечатка!). При этом, совсем не гарантировано, что Вам реально перезвонят. Мне в офис, например, перезванивали в два часа ночи, а потом присылали мейл, что "раз Вы не ответили на наш звонок, Ваш запрос аннулирован".
Люди, которые должны помогать адвокатам решать дела их клиентов, откровенно хамят по телефону и бросают трубку, зная, что им за это ничего не будет.
Доставленные в USCIS петиции часто держат неделями и потом отправляют обратно под выдуманным предлогом "неправильно произведена оплата" или "плохое качество печати" (даже если формально все с документами в порядке), причем иногда специально возвращают документы уже после того, как у заявителя прошли сроки подачи документов. То есть, просто подать петицию заново не получится - человек потерял легальный статус.
Я видела возврат документов из-за того, что "вы не указали адреса за пять лет каждого члена семьи заявителя" - имелось ввиду, что в деле не были указаны адреса за пять лет двухлетнего ребенка заявителя. Отказы из-за того что ручка, которой подписан документ "слишком черная". Или подпись "слишком широкая". Отказать. Отказать. Отказать. Оспорить нельзя. Доступа к персоналу следующего уровня нет.

5. Возобновить работу над программой Parole for Entrepreneurs. В 2016 году, на самом излете срока предыдущего демократического Президента, была разработана программа безвизового въезда "для стартаперов" ("Безвизового" - это, конечно, условно. Идея была в создании возможности для иностранцев делать бизнес в Америке не вписываясь в рамки ни одной из существующих виз для предпринемателей). Нововведение должно было закрепить право на двухгодичное нахождение и ведение бизнеса в Америке, с возможным продлением, для тех, кто владеет не менее чем 15% бизнеса, отвечающего следующим параметрам:
(1) бизнес организован и зарегистриван на территории США менее трех лет назад, и
(2) является перспективным с точки зрения развития технологий и инноваций; и
(3) располагает инвестиционным капиталом не менее $345 тыс, если инвестиция сделана частным лицом и $100 тыс - если поддержка осуществляется госструктурами.
Эта инициатива прошла все инстанции, чтобы быть имплементированной в формате executive order, и, предсказуемо, была отменена, как только офис занял ныне действующий Президент. Отменена, кстати, одновременно с инициативой о полном упразднении частных иммиграционных тюрем.
Возобновление этого проекта вполне находится в рамках полномочий Президента и не требует законодательной инициативы.


Мой канал на Youtube
Subscribe to my Channel